«Он, конечно, виноват. Но он… не виноват!»

(слова из кинофильма «Берегись автомобиля»)

3 ноября 2016 года средствами массовой информации анонсирована новость о принятии Госдумой сразу во втором и третьем чтении проекта закона,  вносящего изменения в Уголовный кодекс РФ  и Уголовно-процессуальный кодекс РФ (в части усиления ответственности за нарушение антидопинговых правил) (в части установления ответственности за склонение спортсмена к использованию субстанций и методов, запрещенных в спорте) (законопроект № 1027793-6).

В соответствии с поправками к УК РФ (статьи 2301 и 2302) «за склонение спортсмена к допингу тренеров будут наказывать штрафом до 300 тысяч рублей или в размере дохода за период до шести месяцев. А также запретом на профессиональную деятельность на срок до трех лет либо ограничением свободы на один год.

Если в склонении спортсмена к употреблению допинга замешана группа лиц или преступление было совершено с применением насилия или с угрозой его применения, то штраф повысится до 500 тысяч, а ограничение свободы - до двух лет.

Для врачей, которые используют допинг с согласия спортсмена или без такового, предусмотрено наказание в виде штрафа до 1 млн рублей или года тюрьмы, а также запрета на профессиональную деятельность сроком до четырех лет.

Если же данные преступления повлекут по неосторожности смерть спортсмена или иные тяжкие последствия, то тюремный срок увеличится до трех лет, а срок отлучения от профессии - до пяти.»[1].

Новая статья 2301  УК РФ содержит «Примечание: 1. Под склонением спортсмена к использованию субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, в настоящей статье понимаются любые умышленные действия, способствующие использованию спортсменом запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, в том числе совершенные путем обмана, уговоров, советов, указаний, предложений, предоставления информации либо запрещенных субстанций, средств применения запрещенных методов, устранения препятствий к использованию запрещенных субстанций и (или) запрещенных методов.

2. Перечень субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, для целей настоящей статьи и статьи 2302 настоящего Кодекса утверждается Правительством Российской Федерации.»[2].

Некоторые специалисты в области криминологии и уголовного права осторожно высказываются о перспективах эффективности правоприменения данного закона для борьбы с допинговой преступностью в целом[3].

Согласно сообщениям СМИ введение уголовного наказания ЗА СКЛОНЕНИЕ к использованию запрещенных веществ было одобрено Международным олимпийским комитетом на саммите в Лозанне[4].

Последнее, и радует, и тревожит одновременно.  Вселяет оптимизм, начавшийся процесс взаимодействия с крупными международными спортивными организациями, а огорчает продолжающееся игнорирование значения правовой науки и прикладных научных исследований в этой области.

Законодателю, в силу непривлечения широкого круга экспертов-правоведов, видимо, пока неизвестно, что в науке уголовного права ведутся достаточно серьезные дискуссии на тему правильного юридико-технического применения понятий «склонение», «вовлечение», «принуждение», «привлечение», «понуждение», «вербовка». 

Анализ современного Уголовного кодекса РФ показывает, что понятие «склонение» применяется в статьях:

1) 184 «Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса»;

2)  205.1. «Содействие террористической деятельности»; 

3) 212 «Массовые беспорядки»;

4) 229.1. «Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ»;

5) 230 «Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов»;

6) 282.1. «Организация экстремистского сообщества»;

7) 282.2. «Организация деятельности экстремистской организации».

Согласно части 1 статьи 33 «Виды соучастников преступления» «Соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник.».

Согласно части 5 статьи 33 «Пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.».

Не надо долго вчитываться, чтобы увидеть, что понятие «склонение» в соответствии с примечанием проекта статьи 2301 является отражением преступной деятельности ПОСОБНИКА согласно статьи 33.

Возникает риторический вопрос: «А где ИСПОЛНИТЕЛЬ  преступления и кто он?». Задаемся  еще парадоксальным вопросом: «А может ли быть пособник без исполнителя преступления?»

Рассуждая далее, нельзя не учитывать позиции отдельных правоведов, аргументировано относящих «склонение»  всего лишь к виду подстрекательства к совершению ПРЕСТУПЛЕНИЯ[5].  Судебная практика понимает «склонение» как активные действия, представляющие собой психическое или физическое воздействие на другое лицо, побуждающее его к совершению конкретного ПРЕСТУПЛЕНИЯ[6].  

Формируется научно-правовой вывод: подстрекатель воздействует на лицо, СОВЕРШАЮЩЕЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ. В случае со склонением спортсмена…, последнее, логико-юридически подразумевает совершение спортсменом преступления.

Продолжение следует в научной публикации «Отдельные вопросы законодательного терминологического обеспечения «спортивных» преступлений по Уголовному кодексу Российской Федерации».

 

[1] Госдума ввела уголовную ответственность за склонение к приему допинга //NEWSRU.COM : ежедн. интернет-изд. 2016.  3 нояб. URL: http://www.newsru.com/sport/03nov2016/law.html (дата обращения: 03.11.2016).

[2] Проект федерального закона № 1027793-6 в третьем чтении «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части усиления ответственности за нарушение

 антидопинговых правил) // Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы Российской Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2016. 3 нояб. URL: http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1027793-6 (дата обращения: 03.11.2016).

[3] Песков: Закон о наказании за допинг, возможно, не будет работать // RUECONOMICS.RU : ежедн. интернет-изд. 2016. 3 нояб. URL: http://rueconomics.ru/205684-peskov-zakon-o-nakazanii-za-doping-vozmozhno-ne-budet-rabotat (дата обращения: 03.11.2016).

[4]  См.: там же.

[5] См.: Нагаева Т.И. Применение терминов «вовлечение» и «склонение» в российском уголовном праве // Lex Russica. 2011. № 3. С. 515-539.

[6] См.: там же. С. 525.