Правовой 2018 год, мы заканчиваем с тем, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2017 года № 17432-р заканчивается мониторинг правоприменения в отношении: 1профилактики правонарушений, 2государственной службы, 3исполнения наказания в виде принудительных работ, 4туристической деятельности, 5оплаты труда, 6таможенного дела, 7закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, 8территориального планирования, 9государственной регистрации недвижимости, 10антимонопольного законодательства.

    Мониторинг правоприменения осуществляется, ежегодно, на основании и во исполнение положения, предусмотренного подпунктом «а» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации»[1] (далее – Указ Президента РФ № 657), обязывающим Правительство, утверждать план мониторинга правоприменения в Российской Федерации на каждый год.

    Мониторинг правоприменения предусматривает сбор, обобщение, анализ и оценку информации для принятия, изменения или признания утратившими силу нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Федерации и муниципальных правовых актов.

    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2018 года № 1805-р утвержден план мониторинга правоприменения на 2019 год.

    В план мониторинга 2019 года вошло правоприменение: 1пенсионного обеспечения, 2нотариата, 3охраны здоровья детей, 4особо охраняемых природных территорий, 5несостоятельности (банкротства) страховых организаций, 6осуществления должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, 7производства по делам об административных правонарушениях; 8ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд.

    Указ Президента РФ № 657 эффективно исполняется, но Правительство ни разу не включило в план мониторинга правоприменения спортивное законодательство, вернее надо сказать, что Минспорта не инициировало необходимость такого мониторинга правоприменения спортивного законодательства (пункт 4 Указа Президента РФ № 657)[2].

    С 2012 года было принято 32 федеральных закона, изменяющих (дополняющих) (отмечено мной – В.С.) федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»[3] (далее – ФЗ № 329-ФЗ). Не многие федеральные законы имеют такой «послужной список»! И все эти, корректирующие, федеральные законы, принимались без официального мониторинга правоприменения законодательства.

   

    Мне могут задать вопрос: «А зачем?», и я отвечу: «Но ведь это важно и правильно, иметь объективную картину, а не доктринальное мнение, уважаемых, но все же, отдельных должностных лиц из Минспорта!»

    Возможно имеются трудности с включением в ежегодный план мониторинга правоприменения спортивное законодательство, но разве это единственный законодательный инструмент, чтобы проанализировать спортивно-правовое пространство? Например, распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.11.2018 N 2413-р «Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию правового регулирования земельных отношений»[4], наверняка, было принято по результатам тщательного, объективного и экспертного анализа. В данном правотворческом подходе сокращен этап мониторинга, но структурирован план по совершенствованию правового влияния на отдельные, архиважные, общественные отношения.

         Несколько лет назад, при неудобных экспертных обсуждениях, представитель Минспорта заявил, что они владеют информацией о том, сколько законов о физической культуре и спорте принято в 85-ти субъектах Российской Федерации, актуализируются ли они в установленном порядке. Экспертному сообществу эти данные предоставлены не были, в открытом доступе такого анализа нет, и это наша недоработка в отношении регионов.

    19 февраля 2018 года «Коммерсантъ» отмечал: «президентский совет по кодификации законодательства намерен указать правительству на крайне низкое качество его законотворческой деятельности. Непрерывное внесение изменений в действующее законодательство делает его нормы «одноразовыми», подрывает доверие к правовой системе и препятствует формированию устойчивой судебной практики… Частое и масштабное изменение действующих норм является сложившейся и уже почти неизбежной практикой, что наносит колоссальный урон законодательству и правопорядку в целом, полагают там. Возведенная в принцип изменяемость федеральных законов приводит к утрате ими нормативного свойства, исключая возможность их применения в течение сколько-нибудь длительного времени, не говоря уже о формировании устойчивой судебной практики. «Такое положение дел является не просто нетерпимым с профессиональной юридической точки зрения, но и угрожающим формированию в гражданском обществе стереотипных моделей законопослушного поведения, поскольку почти любая норма почти любого закона фактически становится «одноразовой» и так воспринимается правоприменителями», - отмечается в проекте заключения.»[5].

    Неважно, кто будет инициатором - Минспорт или экспертное сообщество, но затягивать с разработкой, общественным обсуждением и объявлением спортивно-правовой политики, на основе мониторинга, анализа, статистики, сравнения, прогнозирования, научности – далее нельзя!

Прогнозирование и научность позволит:

- определить стратегию законодательной и правоприменительной практики;

- выделить приоритеты;

- осуществлять соответствующий маневр силами и средствами, формировать баланс общесоциальных и спортивно-правовых мер.

 

 

 

[1] Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 21. Ст. 2930. 

[2] «4. Следственному комитету Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

а) представлять ежегодно в Министерство юстиции Российской Федерации:

предложения к проекту плана мониторинга;

доклады о результатах мониторинга, осуществленного указанными органами;

б) принимать в пределах своих полномочий меры по устранению выявленных в ходе мониторинга недостатков в нормотворческой и (или) правоприменительной деятельности». Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» / Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 21. Ст. 2930.

[3] Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 5. Ст. 6242.

[4] Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 46. Ст. 7112.

[5] Законодательство устало от перемен. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3553833

 

(дата обращения: 19.02.2018).